Доклад Бориса Хавкина "500-летие реформации и "новый антисемитизм" в Германии"
12 октября 2018 года в рамках научно-учебного семинара международной лаборатории исследований русско-европейского интеллектуального диалога состоялся доклад доктора исторических наук, профессора Историко-архивного института Бориса Львовича Хавкина
В своем докладе Б.Л. Хавкин осветил проблему новой актуальности "еврейского вопроса".
В 2017 г. в мире широко отмечалось 500-летие Реформации. Одной из центральных тем юбилейного года стала проблема антисемитизма Мартина Лютера. Юбилей стал поводом к общественным дебатам по «еврейскому вопросу», который стал актуален в современной Германии. В этой связи федеральный канцлер Германии Ангела Меркель, дочь протестантского пастора, назвала толерантность и открытое общество «важнейшей основой современного мира». В видеообращении 28 октября 2017 г. канцлер Меркель отметила, что важно показывать не только сильные, но и слабые стороны Лютера, в частности, подвергать критике его отношение к евреям. Дискуссия об антисемитизме в Германии идет на фоне резкого роста в стране иммигрантов-мусульман и получения на парламентских выборах 2017 г. партией «Альтернатива для Германии» 12,6% голосов. Эта исламофобская и антииммигрантская партия заявляет, что «те, кто представляет проблему для евреев сегодня», в первую очередь являются «людьми арабо-мусульманского происхождения». Однако антисемитизм в ФРГ далеко не всегда «импортирован». Доктор философии Кристиан Хардингхаус, изучающий проблемы антисемитизма в современной Германии, в исследовании «Der ewige Jude und die Generation Facebook» пишет об антисемитизме поколения фейсбука.
Проблема отношения к «чужим» расколола в целом толерантное современное германское общество. Традиционным индикатором ксенофобии по-прежнему является отношение к евреям. Причем «новый антисемитизм» объединяет латентный антисемитизм части немцев «поколения фейсбука» и «импортированный антисемитизм» многих недавно прибывших в страну эмигрантов из стран Ближнего и Среднего Востока. И в том и в другом случае «новый антисемитизм» имеет, хотя и разные, глубокие религиозно-исторические корни.