• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Конференции

Конференции 2024 года

15–16 ноября 2024
МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«Идеи и интеллектуальные практики в России эпохи реформ второй половины XIX века: европейский контекст»
Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"

В конференции приняли участие историки, философы, филологи, литературоведы и религиоведы из России, Беларуси, Сербии и Италии.
Основная идея конференции – проследить развитие интеллектуального диалога России и Европы, различные модели которого осуществляли себя в рецепциях, спорах, личных контактах, взаимовлияниях в текстовом пространстве классической русской литературы, философии и литературной критики, а также в интеллектуальных практиках второй половины XIX в.
Реформы императора Александра II, контакты с революционной Европой середины века (А. И. Герцен, М. А. Бакунин); идеи народничества и «хождение в народ»; Балканская война и убийство Александра II, а также покушение на Александра III; создание и развитие земского управления в губерниях и уездах, что способствовало развитию и медицины и образования, вслед этому библиотек, театра, журналистики не только в обеих столицах, но и в провинции. Развитие городской культуры изменило лицо российских интеллектуалов: молодежь, получающая высшее образование, как в России, так и в Европе, интересовалась и политическими вопросами; в образовании, издательском деле становился востребован квалифицированный женский труд. Русская литература, искусство, музыка, наука стали получать признание в Европе. Институализируется российская интеллигенция, сословный состав которой постепенно расширяется.
Реформы включили интеллигенцию в обсуждение и практическое участие в решении социальных проблем, где западные идеи и идеологии (либерализм, национализм, радикализм, ницшеанство, позже марксизм и др.) реализовывались и в государственном строительстве, и в попытках его разрушения (создание радикальных организаций, террор). Идейная критика Европы, разработка идеологии самоидентичности и православного единства славянства (Н. Я. Данилевский «Россия и Европа», 1869 г.) обострили противостояние славянофилов и западников, что актуализировало политические смыслы этих споров. Идеи К. Маркса и начало социально-демократического движения в России стали новым этапом европейского влияния конца XIX века.
Интеллигенция в своих размышлениях о православии и церковной жизни, ее месте и влиянии как в политике, так и в повседневности развивала идеи и славянофильского, и западнического толка. Интерес к религии в этот период заметно увеличился, а ослабление цензуры позволяло не только обсуждать, но и публиковать работы на религиозные темы в том числе и в Европе (В. С. Соловьев, Л. Н. Толстой). Государство со своей стороны начинает относится к религии как инструменту в налаживании контактов с западными интеллектуалами (православно-англиканский диалог, общение со старокатоликами). Важно учитывать реакцию на либеральные, «преступные», по мнению К. П. Победоносцева, реформы Александра II периода правлении императора Александра III (1881−1894). Борьба с радикальными идеями и практиками последней трети XIX века направлялась властью на укрепление самодержавия и православной церкви − увеличение числа монастырей, восстановление памятников русской церкви, преобразование духовно-учебных заведений, увеличение госсредств на содержание православного духовенства и др.
Идейное состояние России периода правления двух Александров 2-ой пол. XIX в. акцентировало противоположные ориентации и власти, и интеллигенции в отношении интеллектуальной культуры: либеральная идеология, реформы, образование по европейскому типу и консервативная идеология, самодержавие, православие, опора на «самобытность» духовных традиций русского народа.

Программа (PDF, 515 Кб)

Видеозапись первого дня конференции 
Видеозапись второго дня конференции 

17-18 мая 2024
МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«После Наполеона: споры интеллектуалов в России и Европе»

Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"

Организаторы конференции предлагают к обсуждению актуальную тему, в которой можно увидеть повторяющийся третье столетие феномен «начала века», и этот феномен — масштабная война, имеющая последствия — изменение общего порядка мира на европейском континенте.
Венский конгресс 1815 г. обновил Европу после Наполеона и образовал военно-политический «Священный союз» России, Австрии, Пруссии, Франции и др. европейских монархий. Российская империя вступила на Европейский театр как победитель, играя «первую скрипку» в концерте европейской политики. Идея союза, основанная на христианских принципах мира, принадлежала Александру I. Однако политические контакты союзных монархий не смогли замедлить развитие буржуазной Европы. После Наполеона там распространялись либеральные идеи, как и борьба за национальные государства, но статус политической силы они обрели позже.
Случайно ли начало века соединило участие России в коалиционных походах против Наполеона с предложениями императору идей государственных реформ М. М. Сперанского? «Дней Александровых прекрасное начало» изменило работу законодательной и исполнительной власти Сената, преобразовало управление Синодом, учредило 8 Министерств. Была создана трехступенчатая система духовного образования, основан Царскосельский Лицей, принят Университетский устав, расширены права купеческого сословия, проведены и др. реформы. Преобразования оживили обсуждениетемы свободы человека в сословном государстве, отягощенном крепостной зависимостью крестьян. Важнейшим событием интеллектуальной жизни России стали труды Н. М. Карамзина, начавшего с создания журнала «Вестник Европы» в 1802 г., и открывшего Россию «как Колумб Америку» для всех, кто мог прочитать его «Историю государства Российского».
Постепенность и половинчатость реформ непредсказуема в своих последствиях. В 20-е гг. окрепли тайные общества дворян, как в столице, так и на юге империи, сразнообразием идей захвата власти и преобразования государства. Европейские примерыработали: генерал Риего в революционных событиях в Испании; итальянские карбонариии др. Последствия декабрьского мятежа на Сенатской площади 1825 г. и казнь пяти декабристов стали на долгие годы внутренним источником споров интеллектуалов и реакционности николаевского режима.
Еще одно последствие наполеоновских войн – Польское восстание 1830-31 гг. в России, его резонанс и вовне, в Европе, и внутри − «Клеветникам России» Пушкина. В 1836 г. на публикацию резко критического Философического письма П. Я. Чаадаева в «Телескопе» поэт ответил личным письмом философу об историческом значении России в судьбах Европы.
К 40-м гг. русские интеллектуалы жестко поделились на партии славянофилов изападников, оценивая Россию в историко-культурном и социально-бытовом контекстах, тем самым устранившись от обсуждения политических реформ в империи николаевского времени. Интеллектуальная мысль развивалась в журналах, салонах и кружках. В 1849 г. были приговорены к смертной казни участники встреч у М. В. Буташевича-Петрашевского, занимавшиеся изучением Фурье, Сен-Симона, своего рода русскиеутописты. Там Ф. М. Достоевский читал вслух письмо В. Г. Белинского Н. В. Гоголю. Наэшафоте смертная казнь была заменена каторгой. Политическим критиком империивыступил маркиз А. де Кюстин в книге «La Russie en 1839», прочитанной русскими интеллектуалами на французском языке. Эпоха завершилась Крымской войной.
 

Программа  (PDF, 874 Кб)
Видеозапись первого дня конференции (часть I, часть II)
Видеозапись второго дня конференции

Конференции 2023 года

Конференции 2022 года

Конференции 2021 года

Конференции 2020 года

Конференции 2019 года

Конференции 2018 года

Конференции 2017 года


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.