• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Доклад Андреа Спирити "Архитекторы Ломбардии в России XV-XIX вв."

30 октября 2019 в рамках семинара "Запад и Восток: универсализм культуры" МЛ исследований русско-европейского интеллектуального диалога состоялся доклад ординарного профессора Университета Инсубрии, Варезе–Комо Андреа Спирити

       Профессор Андреа Спирити рассказал о художниках региона озер Ломбардии (intelvesi, valsoldesi и porlezzini, campionesi, sottenerini, ceresini), присутствие которых в России совпадает, с одной стороны, с установлением отношений между государствами италийского полуострова и Москвой, а с другой стороны - с политической эволюцией Великого Московского княжества в «царскую империю». При дворе Ивана III, Василия III и Ивана IV работали такие архитекторы, как Антон "Фрязин" (возможно, это были два архитектора), Аристотель Фиораванти (уроженец Болоньи, но долгое время живший в Милане, столице Герцогства, к которому принадлежали «художники озер»), Пьетро Антонио Солари (представитель одного из крупнейших родов региона, преимущественно зоны Кароны и Верны), Луиджи Каркано, загадочный Петр «Фрязин» и Алевиз Новый из Ланцо. Качество проектов итальянских архитекторов, построенных в период между 1475 и первыми десятилетиями XVI века, начиная с Кремля, значительно изменило образ Москвы как столицы. Среди построек итальянцев были и монастыри, и укрепительные системы, и дворцовые резиденции. Система международных связей, которая была характерной для «художников озер», гарантировала немедленное получение информации о новых тенденциях в Италии и Европе: примерами могут служить Грановитая палата в Кремле, схожая с Palazzo dei Diamanti при дворе герцогов д’Эсте в Ферраре.
       В период между серединой XVI и началом XVIII веков ломбардских архитекторов в России становится меньше, но вместо них работают многочисленные каменщики, мастера по мрамору, штукатуры. Достаточно привести в качестве примера украшение собора Василия Блаженного на Красной площади, где художественное оформление играет огромную роль. В XVIII в., когда все было сконцентрировано на строительстве новой столицы – Санкт-Петербурга, происходит возвышение Доменико Трезини (уроженца Астано, в тот момент части Швейцарии) и Антонио Ринальди (уроженца Тренто, но принадлежащего к творческой «семье с озер»), а также его соперника флорентийца Растрелли и позже неаполитанца Росси, в то время как Кваренги из Бергамо принимает роль блестящего посредничества, характерное для уроженца земли, тесно связанной с художниками озер. Даже в девятнадцатом веке нет недостатка в итальянских мастерах: достаточно вспомнить мастеров семьи Скотти из Лаино Интельви, плодотворно работавших в качестве архитекторов, скульпторов, художников и сценографов между Санкт-Петербургом и Москвой. Это массовое присутствие ломбардских мастеров, более и менее выдающихся, ощутимо вплоть до распада Российской Империи в 1917 году. Благодаря своим особым чертам – системе семейных отношений с четкой кооптацией, устройству артели, способной управлять как строительством, так и художественным оформлением, взаимопомощи, введению ноу-хау, - ломбардские мастера долго и усердно выстраивали систему своего присутствия в России, умело приспосабливаясь к особенностям Российского государства на разных этапах его истории.

Андреа Спирити - ординарный профессор факультета Гуманитарных Наук и Инновации Университета Инсубрии, Варезе–Комо, Италия.

Модератором мероприятия стал главный научный сотрудник МЛРИД Алексей Алексеевич Кара-МурзаСпециальный гость - Анна Геннадиевна Вяземцева.
Перевод с итальянского языка - Мария Александровна Анисимова.

Мероприятие проведено совместно с  Научно-исследовательским институтом теории и истории архитектуры и градостроительства.

Видеозапись лекции.