• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Весенняя Школа в Цюрихском университете с участием Леонида Люкса

12-13 марта 2020 года в Цюрихском университете была организована Весенняя школа "Россия и Восточная Европа в 1920-е годы"

Научный руководитель Международной лаборатории исследований русско-европейского интеллектуального диалога, профессор Леонид Люкс выступил с докладом "Почему большевики остались у власти? К 100-летию гражданской войны в России" (Warum blieben die Bolschewiki an der Macht? Zum hundertsten Jahrestag des russischen Bürgerkrieges).
Организатором Весенней школы стал магистрант Цюрихского университета Лукас Штудер (Lukas Studer), выпускник НИУ ВШЭ. Ниже публикуем его заметку об основных итогах состоявшейся конференции.


 – 12 и 13 марта, в Цюрихском университете состоялась весенняя школа под названием «Russland und Osteuropa um 1920» (Россия и Восточная Европа в 1920-е годы) на немецком языке. Мероприятие было запланировано и организовано студентами славянского института. Оно было предназначено для студентов славистики, истории и философии и должно было объединить студентов из разных научных дисциплин и разных университетов. К сожалению, усложняющаяся ситуация, связанная с коронавирусом принудила некоторых студентов в последнюю минуту отказаться от участия в Весенней школе. Тем не менее, мероприятие получилось очень интересным.
 Четверо доцентов из Германии и Швейцарии, две аспирантки и трое студентов читали доклады на разные темы, и вскоре всем стало ясно, что 20-е годы были удачно выбранной темой для весенней школы. Разнообразие тем докладов показало, насколько богат был этот период в культурном плане и какие переломные политические события происходили в Советской России и в СССР в ту эпоху. Профессор Екатерина Емельянцева (Цюрихский университет) рассказала в своем докладе о понимании «Нового Человека» и о значении спорта до и после революции. Петер-Максимилиан Шмидт (ETH Zürich) говорил о музыке в 20-е годы и о том, как композиторы этой эпохи экспериментировали с разными формами и создавали совершенно новые музыкальные стили. Филипп Якобер (Цюрихский университет) рассказал о создании и устройстве ВЧК и о том, какую роль это учреждение играло в гражданской войне и в раннем советском государстве. Гость из Германии, Профессор Райнер Гольдт (Университет Майнц), посвятил свой доклад утопиям в русской литературе 20-х годов.
Как воспринимали русские мыслители переворот в стране, какие надежды они связывали с новыми техническими возможностями, что думали о будущем? – все эти вопросы, затронутые докладчиком, обсуждались потом в оживленной дискуссии. Утопия была также темой следующего доклада. Элиан Фице (аспирантка Фрибурского университета) представила одну из глав своей диссертации и рассказала об утопии «крестьянского государства» в литературе времен гражданской войны.
 Второй день конференции открыл профессор Леонид Люкс (университет Айхштетт-Ингольштадт), представитель Международной лаборатории исследований русско-европейского интеллектуального диалога (НИУ ВШЭ). Он проанализировал стратегию большевиков в борьбе за сохранение власти и объяснил, почему большевикам, несмотря на социальную изоляцию режима во время гражданской войны, удалось одержать победу в этой войне. 
Доклад Лукаса Штудера (Цюрихский университет) был посвящен полемике между Карлом Каутским и Львом Троцким относительно связи между терроризмом и коммунизмом и вопросу, как можно интерпретировать тексты обоих авторов с философской точки зрения. Профессор Ульрих Шмид (Университет Санкт-Галлена) дал введение в русскую философию после революции и назвал самые важные вопросы, которые задавали мыслители в этот период. Слушатели, раньше не занимавшие русской философией, получили хороший обзор интеллектуальной истории России. 
 В завершающей части мероприятия центральной темой стало кино. Екатерина Курилова (аспирантка Цюрихского университета) рассказала о новаторском характере русского кино в 20-е годы. Потом был показан фильм «Человек с киноаппаратом» Дзиги Вертова. Этот фильм иллюстрировал многое из того, что обсуждалось в течение последних двух дней. Вера в «светлое будущее», инновации в культурной, научной и технической сфере – все это затрагивалось в фильме, и было темой, завершающей весеннюю школу дискуссии. Оживленные дискуссии между представителями разных научных дисциплин и университетов характерные для всего мероприятия останутся, как мы надеемся, в памяти участников.

Лукас Штудер (Lukas Studer), Universität Zürich