• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В немецком сборнике опубликована новая статья Марины Киселевой

Вышла в свет серия публикаций Института российско-германских литературных и культурных связей РГГУ 

В новом сборнике статей на немецком языке Ausstrahlung der Reformation. Ost-westliche Spurensuche опубликован текст главного научного сотурдника МЛРИД, профессора Марины Сергеевны Киселевой: "„Protestantische Spuren“ im russischen Schrifttum. Von der „Rhetorik“ des Pseudo-Makarius bis zu den „Worten“ Feofan Prokopovičs" («Протестантские следы» в русской литературе. От «Риторики» Псевдо-Макария до «Слов» Феофана Прокоповича).

Аннотация:
В статье рассмотрены два текста, в которых обнаруживаются "следы" протестантского влияния. Начало связывается с первым известным исследователям «пособием по теории русского красноречия», так называемой "Риторикой" Макария первой четверти XVII в. (установление авторства до сих пор дискутируется); кратко рассматриваются этапы изучения этого текста и определяется его место  вне  образовательной системы, которая к тому времени еще не сложилась в Московском царстве. Через столетие курсы риторик и поэтик стали основой обучения в духовных заведениях. Риторическая культура взяла на себя функцию образования, воспитания и социального нормирования общества. Влияние протестантских идей вместе с практикой рациональной доказательности, оттачиваемой в полемике между протестантами и католиками в Европе обнаруживается в работах Феофана Прокоповича. Он не только читал курсы риторики и поэтики в Киево-могилянской академии, но и писал богословские труды, где явно влияние протестантской интеллектуальной культуры. В статье анализируется  одно из "Слов" Прокоповича "Богословское учение о состоянии неповрежденного человека или о том, каков был Адам в раю?"и делается вывод, что за сто лет контакт книжников с протестантской интеллектуальной культурой претерпел качественные изменения. Православным книжникам стал доступен метод критического разбора текста; полемика и пользование правилами аргументации; обращение к необходимости «опытного знания»; понимание  авторитета ученого сообщества и др. В этих процессах автор видит немалую роль протестантского "следа" в русской книжной культуре.