• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Беспочвенники» и «староверы»: критика интеллектуалов и интеллигенции в делe Дрейфуса и «Вех» (компаративный анализ). Доклад Марии Черновской

23 сентября 2020 года в рамках семинара МЛРИД "Диалог России и Европы: взгляд молодых исследователей" с докладом выступила М.А. Черновская

В своем докладе М.А. Черновскоя сравнила позиции французских антидрейфусаров (на основе текстов Мориса Барреса и Шарля Морраса) и «веховцев». Исходя из предпосылки о синонимичности понятий «интеллектуал» и «интеллигент», были выделены структурные сходства в критике антидрейфусаров и «веховцев» и пересекающиеся идеологические предпочтения авторов, эксплицированные путем критики интеллектуалов – в первую очередь, речь идет о консерватизме и национализме. Кроме того, была отмечена разница в выборе философских позиций авторов – если антидрейфусары отдают предпочтение позднему позитивизму и выступают против наследия Реформации и Просвещения, то «веховцы» считают определяющим роль свободной личности в создании институтов современного общества и придерживаются неокантианских позиций и «конкретного идеализма». Зафиксированная разница в философских основаниях рассматривается через призму разной скорости модернизации во Франции и в России. Если во Франции к концу XIX в. идеологии консерватизма, либерализма и социализма были уже развиты и не требовали дополнительной легитимации в своих фундаментальных основаниях, то в России, как отмечает А.М. Руткевич, ввиду отложенного процесса модернизации идеологии к началу XX в. лишь начали складываться и требовали обращения к наследию Просвещения, Реформации и немецкого идеализма – наследию, заложенному в европейской культуре XIX в., от которого антидрейфусары риторически открещивались.

Посмотреть доклад на YouTube.