• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Доклад Николая Рябчинского «Смысл и значение двойничества в творчестве Ф.М. Достоевского»

29 июня 2021 г. в рамках семинара «Диалог России и Европы: взгляд молодых исследователей» состоялся доклад стажера-исследователя МЛРИД Николая Рябчинского

Феномен двойничества впервые был разработан и заявлен Ф. М. Достоевским в повести «Двойник», вышедшей в 1846 г. с подзаголовком «Приключения господина Голядкина». Несмотря на воодушевление самого Достоевского («это будет мой chef-d’oeuvre»; «Голядкин удался мне донельзя»), «Двойник» не был воспринят критикой и публикой должным образом, а идея двойничества, заявленная в повести, осталась не понята современниками писателя. Размышляя об этой неудаче, постигшей «Двойника», спустя уже 30 лет, Достоевский в «Дневнике писателя» за 1877 г. писал: «Повесть эта мне положительно не удалась, но идея ее была довольно светлая, и серьезнее этой идеи я никогда ничего в литературе не проводил. Но форма этой повести мне не удалась совершенно <...>, и если б я теперь принялся за эту идею и изложил ее вновь, то взял бы совсем другую форму; но в 46 г. этой формы я не нашел и повести не осилил». По мнению Д. И. Чижевского, эта идея не была оставлена Достоевским, а была реализована им в своих последующих произведениях в различных вариантах. Двойничество, таким образом, оказывается не только самой серьезной идеей (по признанию самого писателя), но и магистральной проблемой, пронизывающей практически все творчество Достоевского.
В докладе была предпринята попытка раскрыть смысл идеи «Двойника» и проследить ее развитие в поздних работах Достоевского.

Смотреть видеозапись семинара на YouTube-канале лаборатории.