• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Весенняя школа философа-архивиста «Архив эпохи: философские смыслы»

С 17 по 22 апреля 2023 г. в учебном центре НИУ ВШЭ «Вороново» состоялась первая весенняя школа философа-архивиста.

В современных философских и гуманитарных исследованиях особое значение приобретает архив (автора, институций, эпохи). Он становится стратегическим ресурсом для понимания и решения интеллектуальных и культурных проблем, с которыми мы сталкиваемся сегодня в различных  сферах жизни. Философ сегодня особенно нуждается в обращении к архиву, поскольку именно в общении со своими «собеседниками» (представителями разных эпох) его рассуждения приобретают историческую фундированность, а идеи – содержательность. Перефразируя формулу Дж. Вико, мы можем сказать, что «Философия  без архива  пуста, а  архив без  философии  слеп». Особую сложность для современных философов представляет именно методология архивных исследований, а также способы актуализации и проблематизации архивных данных. Важнейшей составляющей такой методологии архива является герменевтика.

В первый день Ежегодной весенней школы философа-архивиста «Архив эпохи: философские смыслы» со вступительным словом выступили Владимир Карлович Кантор, Татьяна Геннадьевна Щедрина, Борис Исаевич Пружинин, Елена Владимировна Сердюкова и Ирина Олеговна Щедрина. Эту весеннюю школу можно назвать возвращением и прикосновением к реальной истории. Архив заставляет вернуться к живой истории, почувствовать и пообщаться с авторами минувшей эпохи. Эта весенняя школа — со-бытие, со-знание. Татьяна Геннадьевна Щедрина, д. филос. н., профессор МПГУ, прочитала лекцию «Архив эпохи как стратегический ресурс понимания современности» , в которой сквозь призму трудов Густава Шпета и Мишеля Фуко рассказала об архивах, как возможности взглянуть на произведения в динамике подготовки и погружении в реальное время движения мысли, и представила архив как знаково-семиотическую систему, как место памяти и как не плоскость, но систему, в которой множество влияний, точек соприкосновения, дискурсов. Елена Владимировна Сердюкова , к. филос. н., директор Института философии и социально-политических наук ЮФУ, прочитала лекцию «Актуальные проблемы сохранения и изучения культурного наследия русского зарубежья (на примере архива Н. О. Лосского)» . Исследовательница рассказала о своем опыте обработки архива Лосского во Франции, а также о проблемных вопросах архивов русской эмиграции, таких как рассредоточенность архивов и на уровне стран, и на уровне организаций, вопрос многоязычия архивов и атрибуции текстов, и не менее важный вопрос об авторских правах. Борис Исаевич Пружинин, д. филос. н., профессор ШФиК, главный редактор журнала «Вопросы философии», рассказал о становлении и развитии журнала, редакции и издании разнообразных авторов, будущем журнала и планах развития, различении философии, теологии и идеологии, возвращении к философии в советское время, а также дал советы начинающим исследователям и авторам. После лекций состоялось неофициальное мероприятие, где участники школы познакомились друг с другом и поиграли в разнообразные игры.

Во второй день школы Владимир Карлович Кантор, д. филос. н., ординарный профессор НИУ ВШЭ, заведующий МЛРИД, прочитал лекцию «Интеллектуальный архив русской философии: центры, фонды, персоналии (на примере архива Ф. А. Степуна)» , в которой рассказал о работе в архивах США, Германии и Англии, биографии Федора Августовича.
Александр Владимирович Ткаченко
, заведующий сектором отдела реставрации и консервации музейных предметов Государственного музей истории российской литературы им. В. И. Даля, провел мастер-класс «Основы реставрации и переплета философских книг». Он рассказал о тонкостях реставрационного мастерства, устройстве и структуре книг, переплетах, какие инструменты нужны для домашней реставрации книг и как хранить книги дома, чтобы они не портились. Под руководством Александра Владимировича участники школы отреставрировали повреждённую страницу книги.
Александра фон Шталь-Хан
, исследовательница-архивистка, хранительница семейных архивов из Стокгольма, провела мастер-класс «Семейный архив как философский и исторический источник», рассказав о нюансах и перспективах хранения семейных архивов. Самое важное в работе — иметь уважение к архиву, знать цель, оформить ее и понимать, что ищешь.
Владимир Витальевич Сидорин, к. филос. н., руководитель сектора Истории русской философии Института философии РАН, прочитал лекцию «Архивы философских институций: способы трансляции смыслов» . В ней на примере термина «соборность» было отмечено, что некоторые понятия из истории русской философии, предложенные архивистами, только затемняют понимание, поэтому важно рассматривать философское знание в его динамике, в его производстве и воспроизводстве именно в контексте эпохи. Владимир Витальевич отметил, что быть историком русской философии без архива невозможно, как невозможно рассматривать историю русской философии без институций. Кроме того, участники школы расшифровали архивное письмо Булгакова Бердяеву вместе с Т. Г. Щедриной и И. О. Щедриной.

В третий день весенней школы состоялся выездной семинар и мастер-класс, посвященный трудностям архивных исследований.
Прогулявшись по внутреннему двору Президиума РАН с обзорной экскурсией, участники школы посетили
Мемориальный Музей-кабинет Академика П. Л. Капицы. Директор Музея Татьяна Игоревна Балаховская провела экскурсию по особняку на территории Института физических проблем. В бывшей библиотеке собраны приборы и фрагменты научных установок, с которыми Капица работал более полувека, сохранены станки, на которых он любил работать своими руками, а также большой рукописный и фотоархив. После экскурсии Татьяна Игоревна рассказала об особенностях собирания семейного архива Льва Исааковича Шестова, родственницей которого она является. После возвращения в Учебный центр «Вороново» студенты посетили мастер-класс Нины Анатольевны Дмитриевой, профессора кафедры философии МПГУ, научного директора Академии Кантианы БФУ и иностранного члена-корреспондента Австрийской академии наук, «Проблемы и стратегии архивного исследования (на примере русского неокантианства)» . Так, реконструкция истории русского неокантианства совершается с помощью опубликованных архивных источников, справочных изданий, университетских архивов (среди которых реестры лекций и личные дела студентов), семейных архивов, фондов организаций, коллекций книг из личных библиотек и устной истории (интервью со свидетелями: детьми, хранителями архивов и душеприказчиками).

В четвертый день состоялся новый выездной семинар и мастер-класс по расшифровке архивных записей. Участники школы посетили Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына, где им провели экскурсию по основным экспозициям: «Исход», «В изгнании» и «В послании». Участникам рассказали об основных этапах отечественной истории, о трех волнах русской эмиграции, показали основные лица русской эмиграции — философов, историков, деятелей искусства и многих других, оказавшихся за рубежом. Кроме того, участники посетили библиотеку Дома русского зарубежья, где им рассказали про архивы и периодические издания, которые там есть. После возвращения в Учебный центр «Вороново» студенты посетили мастер-класс Ирины Олеговны Щедриной, к. филос. н., младшей научной сотрудницы МЛРИД, старшей преподавательницы ГАУГНа, «Работа в архиве: от описи до оцифровки». На мастер-классе было рассказано как попасть в архив, какие документы необходимо получить для этого, как там ориентироваться и как быть с публикацией последующих результатов. На примере работы в Российском государственном архиве литературы и искусства Ирина Олеговна показала, как можно заказать определенные рукописи, что такое описи, единицы хранения и прочее. Вторая часть мастер-класса была посвящена продолжению расшифровки письма Булгакова Бердяеву под руководством Ирины Олеговны и Татьяны Геннадьевны Щедриной, профессора, д.филос.н., редактора по архивам серии «Философия России первой половины XX века». Это письмо будет опубликовано в сборнике с благодарностью участникам школы.
В заключительный пятый день весенней школы состоялось ее торжественное закрытие в Доме Лосева. Участники школы посетили Дом-библиотеку А. Ф. Лосева , где им провели экскурсию по внутреннему двору, музею и читальным залам библиотеки, рассказали про основные биографические и творческие вехи жизни известного философа, культуролога и филолога. В концертном зале Дома Лосева Татьяна Геннадьевна Щедрина провела мастер-класс «Архив философа в цифровую эпоху» , на котором рассказала о своём опыте работы с рукописями Густава Шпета, ролью Интернета в процессе этой работы и недостаточности работы с отсканированными документами. После мастер-класса состоялось торжественное закрытие Весенней школы, на котором присутствовали ее участники и создатели: Борис Исаевич Пружинин, Ирина Олеговна Щедрина, Татьяна Геннадьевна Щедрина, менеджер МЛРИД Елена Тимуровна Шамарина и декан Факультета гуманитарных наук Феликс Евгеньевич Ажимов. Участникам были вручены сертификаты, подтверждающие участие в Весенней школе, и памятные подарки — книги, посвященные современным методам исследования архивов и истории русской философии. Присутствовавшие авторы книг оставили желающим автографы и произнесли напуственные речи.

Весенняя школа дала студентам и аспирантам возможность познакомиться и сблизиться друг с другом, установить межвузовские исследовательские связи, приобрести базовые навыки работы с архивами и узнать много новых и интересных вещей!
Проведение этой Весенней школы планируется сделать регулярным при поддержке Международной лаборатории изучения русско-европейского интеллектуального диалога, Факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ, ГАУГН, ЮФУ, РГГУ и БелГУ, журнала «Вопросы философии», а также музеев, посвященных русской философии.
С нетерпением ждём новой встречи, новых участников и новых исследований!