• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

О. А. Жукова приняла участие в конференции памяти Клаудии Пьералли

28-29 мая 2024 г. в Университете Флоренции состоялась конференция «Литература, инакомыслие, эмиграция: памяти Клаудии Пьералли»

Главный научный сотрудник МЛ исследований русско-европейского интеллектуального диалога, д. филос. н., профессор Школы философии и культурологии Ольга Анатольевна Жукова выступила на конференции с мемориальным словом о профессоре Клаудии Пьералли, которая сотрудничала с Факультетом гуманитарных наук НИУ ВШЭ, ИФ РАН, выступала с докладами в рамках семинаров нашей лаборатории (14 ноября 2019, 29 ноября 2019).

Кроме того, О. А. Жукова сделала доклад на тему «Историк, философ, эмигрант, политзаключенный: судьба Л. П. Карсавина в судьбе России».

Ниже приводим аннотацию доклада:
Выдающийся русский философ Лев Платонович Карсавин является законным наследником религиозной метафизики всеединства В. С. Соловьева. Произведения Карсавина разных периодов творчества внутренне связаны и демонстрируют логику развития центральных идей его религиозной метафизической системы. Это обстоятельство побуждает обратить внимание на интеллектуальную биографию Карсавина, на тот факт, что мыслитель перерешил свою творческую судьбу, перенаправив профессиональные интересы историка-медиевиста в область философии. Академическая карьера Карсавина в университете складывалась успешно. Судьбоносный поворотный момент для Карсавина произошел в 1922 году. 16 ноября большевистское правительство выслало его в Германию на втором “философском пароходе”. В эмиграции Карсавин развивает тему философии истории в метафизической перспективе. Взяв на себя роль идеолога евразийского движения, он отдалился от религиозно-философского сообщества русской эмиграции. Карсавин покинул Францию и переселился в Литву (1928). Постоянное чувство тоски по России побудило его принять решение остаться в Литве после того, как после Второй мировой войны она вошла в состав Советского Союза. Этот выбор, глубоко обоснованный для самого философа, привел Карсавина к трагическому концу. Попытки Карсавина интегрироваться в советское общество потерпели неудачу. Мыслитель был отправлен в инвалидный лагерь в Абезь Коми АССР, где и скончался в 1952 году. Мысль Карсавина – религиозная, христианская. Это дает мне основание утверждать, что сам Карсавин увидел бы глубокий провиденциальный смысл в драматических поворотах своей судьбы. 

Программа конференции (PDF, 1.86 Мб)