Международная научная конференция «Идеи и интеллектуальные практики в России эпохи реформ второй половины XIX века: европейский контекст»
15–16 ноября 2024 г. на Факультете гуманитарных наук НИУ ВШЭ состоялась международная научная конференция, организованная МЛ исследований русско-европейского интеллектуального диалога
В конференции приняли участие историки, философы, филологи, литературоведы и религиоведы из России, Беларуси, Сербии и Италии.
Основная идея конференции – проследить развитие интеллектуального диалога России и Европы, различные модели которого осуществляли себя в рецепциях, спорах, личных контактах, взаимовлияниях в текстовом пространстве классической русской литературы, философии и литературной критики, а также в интеллектуальных практиках второй половины XIX в.
Реформы императора Александра II, контакты с революционной Европой середины века (А. И. Герцен, М. А. Бакунин); идеи народничества и «хождение в народ»; Балканская война и убийство Александра II, а также покушение на Александра III; создание и развитие земского управления в губерниях и уездах, что способствовало развитию и медицины и образования, вслед этому библиотек, театра, журналистики не только в обеих столицах, но и в провинции. Развитие городской культуры изменило лицо российских интеллектуалов: молодежь, получающая высшее образование, как в России, так и в Европе, интересовалась и политическими вопросами; в образовании, издательском деле становился востребован квалифицированный женский труд. Русская литература, искусство, музыка, наука стали получать признание в Европе. Институализируется российская интеллигенция, сословный состав которой постепенно расширяется.
Реформы включили интеллигенцию в обсуждение и практическое участие в решении социальных проблем, где западные идеи и идеологии (либерализм, национализм, радикализм, ницшеанство, позже марксизм и др.) реализовывались и в государственном строительстве, и в попытках его разрушения (создание радикальных организаций, террор). Идейная критика Европы, разработка идеологии самоидентичности и православного единства славянства (Н. Я. Данилевский «Россия и Европа», 1869 г.) обострили противостояние славянофилов и западников, что актуализировало политические смыслы этих споров. Идеи К. Маркса и начало социально-демократического движения в России стали новым этапом европейского влияния конца XIX века.
Интеллигенция в своих размышлениях о православии и церковной жизни, ее месте и влиянии как в политике, так и в повседневности развивала идеи и славянофильского, и западнического толка. Интерес к религии в этот период заметно увеличился, а ослабление цензуры позволяло не только обсуждать, но и публиковать работы на религиозные темы в том числе и в Европе (В. С. Соловьев, Л. Н. Толстой). Государство со своей стороны начинает относится к религии как инструменту в налаживании контактов с западными интеллектуалами (православно-англиканский диалог, общение со старокатоликами). Важно учитывать реакцию на либеральные, «преступные», по мнению К. П. Победоносцева, реформы Александра II периода правлении императора Александра III (1881−1894). Борьба с радикальными идеями и практиками последней трети XIX века направлялась властью на укрепление самодержавия и православной церкви − увеличение числа монастырей, восстановление памятников русской церкви, преобразование духовно-учебных заведений, увеличение госсредств на содержание православного духовенства и др.
Идейное состояние России периода правления двух Александров 2-ой пол. XIX в. акцентировало противоположные ориентации и власти, и интеллигенции в отношении интеллектуальной культуры: либеральная идеология, реформы, образование по европейскому типу и консервативная идеология, самодержавие, православие, опора на «самобытность» духовных традиций русского народа.
Программа (PDF, 515 Кб)
Видеозаписи конференции можно посмотреть на YouTube-канале лаборатории.